четверг, 12 декабря 2013 г.

Мормышки для ловли окуня зимой.

Мормышки для зимней ловли окуня 
На заданную тему поделятся своим опытом Тойво Каялайнен и Николай Белов.
Выбор именно этих людей был не случаен. Тойво (www.topintop.cjb.net) - один из известнейших финских рыболовов, профессиональный гид и производитель рыболовных приманок.
Николай тоже в особом представлении не нуждается - особенно для тех, кто пользуется мормышками и блеснами его изготовления. Краткую и, как всегда, точную характеристику дал ему Сергей Соколов: "Белов - это профессор от рыбалки". Подумал и добавил: "Нет, пожалуй - академик".


Форма мормышки

Форм мормышек существует множество. Это могут быть шарик, капля, овсяное зернышко и так далее. Подбор формы зависит от величины насадки - сколько опарышей или мотыля вы подсадите на крючок. Когда на рыбалке работают мормышкой, то она, качаясь относительно вертикальной оси, должна "играть" как плывущая маленькая рыбка, т.е. практически горизонтально.
Но если насадить 3-4 опарыша на узкую мор-мышку, она с большой долей вероятности встанет чуть ли не вертикально. И при таком расположении приманки клев заведомо будет хуже. Тогда лучше использовать грушевидной формы приманку. Если в зависимости от интенсивности клева вы будете кардинально менять количество наживки, вам придется учитывать и этот факт.
Лучшие мормышки, которые у меня есть - это каплевидные с ушком, сделанные в Санкт-Петербурге.
Николай Белов
Много лет я ловлю мормышками одной формы, которые отличаются только размером и массой.

Вообще, мормышка должна висеть в воде горизонтально, и когда ею шевелишь, должна колебаться, качаясь в вертикальной плоскости. Я подсаживаю на мормышку, как правило, мотыля, но рыба реагирует не только на эту наживку. Многие применяют искусственные насадки - шарики, кембрики и так далее, привлекая рыбу колебаниями.

Размер мормышки

Тойво Каялайнен
По своему опыту могу сказать, что по первому и по последнему льду оправдано применение крупных моделей. В эти периоды окунь наиболее активен, и все, что требуется от мормышки - это максимальная скорость опускания. В этом случае наилучший эффект достигается при применении вольфрамовой приманки, которая летит вниз как бомба.

Николай Белов
Я согласен с мнением тех рыболовов, которые считают, что при интенсивном клеве - когда окунь, что называется, впадает в раж - размер мормышки не имеет принципиального значения. А преимущество более тяжелых приманок лишь в том, что они быстрее доставят насадку рыбе.

Но все зависит от глубины ловли. Вот сейчас, например, уже ловят на Ладожском озере рыбу на глубине один - полтора метра. И глупо было бы использовать при этом вольфрамовую или крупную, тяжелую свинцовую мормышку. Что же касается мелких, спортивных мормышек - я проходил эту тему на таких озерах как Отрадное, Комсомольское, и когда наступает глухозимье и окунь не активен, то их использование на таких озерах особенно эффективно.
На мормышки я рыбачу, как правило, на Ладожском озере, а вот на Финском заливе - только на блесны. Ведь на Ладоге "рабочие" глубины - от полутора до пяти-шести метров, реже ловля происходит на глубине метров восемь - и тогда, понятно, лучше использовать более тяжелые мормышки.
Я практически не пользуюсь приманками из вольфрама. Единственный момент - это когда бывает течение, вот тогда оправдано применение вольфрамовой мормышки - чтобы меньше была дуга сноса приманки.

Цвет мормышки

Тойво Каялайнен
Финские рыбаки значительное внимание уделяют выбору окраски мормышки. Хотя я знаю много мест, где традиционно применяют приманки только одного цвета - например, у полуострова Ханко работает только цвет - "светофор".
В Финляндии также очень популярны мормышки желтого и красного флуоресцентного окраса. Но это не значит, что выбор комплекта указанных расцветок справедлив везде. Бывает так, что эффективен, например, только черный или зеленый цвет. Это зависит от погоды и интенсивности клева.
У меня есть один знакомый, который берет на рыбалку 10~12 удочек с мормышками разных цветов, и, проверяя каждую, находит лучший в данное время и в данном месте. Последний раз при нашей совместной рыбалке таким цветом был фиолетовый - и только он провоцировал окуня к хватке. И таких случаев в моей практике было множество.

Особенно важно при плохом клеве использовать тонкую (скажем 0,08 мм) леску и искать "правильный" цвет мормышки. А вот при активном клеве окраска отходит на второй план.
Для сокращения времени подбора нужного цвета мормышки можно придерживаться некоторых правил - например, чем светлее вода, тем более холодным должен быть цвет мормышки, и наоборот. Или - чем больше снега на льду, тем более светлая должна быть мормышка, а чем меньше снега - тем приманку выбирают темнее, вплоть до черного цвета.

Николай Белов
Я перепробовал, начиная еще с детства, все цвета - от лимонного до черного. Был период, когда несколько лет подряд я ловил на мормышки, окрашенные в красный флуоресцентный цвет. Тогда было очевидно, что они ловят явно лучше. А вот в последние годы, как я заметил, уже не стало того эффекта от их использования. В настоящее же время я остановился на свинце и олове, вот что я применяю. Когда яркий день - я ставлю простую свинцовую мормышку, причем обязательно темную, окисленную. Во всяком случае, в сравнении с теми людьми, с кем я частенько рыбачу, результат получается не хуже, а иногда даже и лучше.

Эффективность применения мормышки

Тойво Каялайнен
Обычно на моих рыбалках, как только окунь перестает брать на блесну, а по косвенным признакам он еще присутствует, вот лишь тогда я начинаю ловить на мормышку.

И лучше, если последняя будет небольшого размера. Еще, по моим наблюдениям - если вы удерживаете стаю и уже выловили с десяток рыб, полезно - для поддержания эйфории у окуня - перейти с блесны на крупную мормышку, и, выловив еще несколько рыб, заново вернуться к блесне.

Николай Белов
Я сезон начинаю с блесен, и продолжаю ловить на них до того момента, когда окунь весной, в преднерестовый период, начинает плохо брать на блесны, хотя и присутствует. Вот тогда я и перехожу на мормышку.

"Игра" мормышки

Чем больше разнообразия в проводке, тем больше шансов на успех. Не следует пренебрегать и паузами различной протяженности. Зачастую, особенно - при слабом клеве, поклевка рыбы случается именно в этот момент. Старайтесь облавливать не только придонные участки, но и средние и верхние горизонты. Часто бывает так, что косяк окуней проходит выше дна на два, три и более метров.

Николай Белов
Требуемая проводка определяется по месту и ТОЛЬКО НА РЫБЕ. Я всегда начинаю с активной "игры", от дна и выше на полтора - два метра, проверяя горизонты воды. Трясу, трясу, потом бросаю мормышку на дно - и повторяю вновь.

Если поклевки в этот момент не происходит, тогда начинаю менять проводку - покачивать, делать остановки, "играть" как на подъеме, так и на опускании - до тех пор, пока не почувствовал, что окунь где-то "лизнул". Надо выявлять и применять тот темп проводки, на который рыба реагирует. Часто бывает весной, когда окунь активен, что если его расшевелишь, то он встречает опускающуюся мормышку, и в этом случае уже не до проводки - главное, не упустить время.
Я специально не стал развивать тему техники и тактики ловли, опустил вопросы с кивками, леской и так далее. Это связано с тем, что как-то мне попалась на глаза толстая книжка о мормышках. Такие произведения можно читать только подготовленным рыболовам.

Рассуждения о "классических" конструкциях мормышек с обязательным указанием центров тяжести, углов наклона крючка, толщины кембриков, девятнадцати подробных и обязательных приемов проводки - изучение всего этого отнимет не один год жизни у начинающего рыболова. Но есть простая формула: частота выездов на рыбалку - прямо пропорциональна росту результатов.
Во время опроса, как вы заметили, Тойво и Николай несколько раз упоминали блесну как первостепенную приманку при ловле окуня. 

А. Яковлев
"Спортивное рыболовство № 01 - 2006г."

Комментариев нет:

Отправить комментарий